Методы и инструменты определения дистанции и скорости каравана при осуществлении ледокольной проводки в Арктическом регионе

В архиве!
Наименование задачи:
Методы и инструменты определения дистанции и скорости каравана при осуществлении ледокольной проводки в Арктическом регионе
Организация-заказчик:
Требуемый уровень технологической готовности:
От TRL 2. Концепция
До TRL 8. Полнофункциональный образец (мелкосерийное производство)
Области применения:
Описание технологического запроса:
Полярный кодекс определяет ледокол как любое судно, которое способно исполнять функции эскортирования других судов или активных действий во льдах.
Плавание в полярных водах осуществляется в различных ледовых условиях, постоянно меняющейся динамики ледовых полей на обширных районах Арктического региона. Изменение динамики приводит к созданию тяжелых ледовых условий и как следствие застревания судов во льдах. Такое застраивание ведет к коммерческой потери фрахтователя и техническим повреждениям для судовладельцев. При этом, расход топлива увеличивается значительно, что приводит к загрязнению окружающей среды за счет выброса газов в атмосферу. Данное исследование будет способствовать развитию методов эскортирования и сопровождения, распространения этих знаний среди участников плавания по СМП и организации необходимых действий со стороны оператора СМП при возникновении аварийных ситуаций.
Экипаж ледокола может консультировать экипаж сопровождаемых судов, но экипажи судов, участвующих в конвоировании, несут ответственность за организацию и поддержание безопасного расстояния между отдельными судами. Одновременно в колонне обычно поддерживается относительно высокая скорость для обеспечения эффективности транспортных потоков. При этих условиях дистанция между судами важна с точки зрения безопасности и эксплуатации. Если судно сокращает расстояние до впереди идущего судна, вероятность столкновения возрастает. Однако, если выдерживается большее расстояние, сопровождаемое судно может быть завязано льдом (каша в канале, не попадая под корпус собирается впереди судна и превращается в пробку) и в результате застревают во льду.
Соблюдая требования по безопасности на море экипажи судов стремятся оградить определенную область вокруг судна от других судов, область, обычно известную как зона безопасности вокруг судна. Очевидно, что данная зона будет отличаться от зоны, применяемой судоводителями при плавании на открытой воде или при самостоятельном плавании.
Для безопасных судовых зон (доменов) предлагаются различные модели, и на основе эмпирических исследований каждый судоводитель устанавливает размер безопасных судовых зон используя данные о маневренных характеристиках судна в районах открытого моря и в портовых условиях.

Необходимо проектирования и разработке новых методов ледокольной проводки на основе совместной работы ледокола (или любого судна, занимающегося такой операцией в соответствии с Полярным кодексом) и транспортного судна, для чего необходим комплексный подход в рамках проектирования ледоколов и судов усиленного ледового класса. Принимая во внимание значительное увеличение грузопотока и соответственно количества судов на трассе СМП, ледоколы целесообразно использовать только на сложных участках трассы таких как: проливы, подходы к портам, устья рек. Определение мощности двигательной установки самого транспортного крупнотоннажного судна для продвижения в ледовых условиях также требует обоснования с учетом опыта практической эксплуатации.
Для круглогодичной навигации, требуются суда ледовых классов не ниже (Arc7), которые смогут эффективно и безопасно работать в караване с мощными ледоколами. В этом случае будет достигнуто определённое соответствие, как по ледовой ходкости, так и по прочности.
Наряду с техническими решениями необходимо совершенствовать логистическую схему движения с разработкой и утверждением рекомендованных путей движения. Повышение трафика на ограниченном пространстве позволит ослабить напряженность ледового поля и организовать ледокольное сопровождение большего количества судов. Это в свою очередь приведет к сокращению вредных выбросов в атмосферу.

На подходе к морскому каналу капитан танкера "Михаил Лазарев» согласовал возможность неофициального каравана с "Сабетта Трафик", ледоколом "50 лет Победы" и "Борисом Вилькицким".

Обговорил с капитаном газовоза "Борис Вилькицкий" безопасную дистанцию, которую поддерживает "Михаил Лазарев". Проводка осуществлена от канала Обской губы до Карских ворот.

Экономия топлива от такого транзита по примерным подсчетам составит 120-140 тонн. Ну и, конечно же, отсутствие вибрации и износа механизмов.
Контактная информация