Цифровое средство измерения колесных пар

Наименование задачи:
Цифровое средство измерения колесных пар
Организация-заказчик:
Проблема:

В настоящее время вагонный комплекс ОАО «РЖД» находится
в поиске цифрового устройства (средства измерения), позволяющего идентифицировать изменения геометрии и профиля катания колесных пар. 

Для измерения геометрических параметров колесных пар применяются средства измерения – механизированные ручные шаблоны (шаблон абсолютный, шаблон для измерения вертикального подреза гребня, толщиномер для измерения толщины обода колеса, приспособление для установления зоны браковки остроконечного наката гребня, кронциркуль, штангенциркуль), которыми возможно проконтролировать параметры равномерного и неравномерного проката, толщину гребня, произвести замер толщины обода колеса, выщербины, ползуна и вертикального подреза гребня. Замеры производятся на основании методики измерений. 

 

Задача:

Недостатками применяющихся в ОАО «РЖД» средств измерений колесных пар вагонов являются:

- необходимость использования шестью различными инструментами для проведения обмера колесной пары, что увеличивает срок проведения производственных операций и снижает потенциальную эффективность использования рабочего времени;

- фиксирование показателей шаблонов и запись измерений «вручную», добавляет риск возникновения ошибок и неточностей при фиксации измерений на бумажных носителях по причине «человеческого фактора».

Поиск инновационного решения по разработке цифрового средства измерения выполняется в целях оптимизации процесса измерений, сокращения трудозатрат. 

 

 

Требуемый уровень технологической готовности:
От TRL 6. Полнофункциональный образец на прототипе производственной линии
До TRL 9. Серийное производство
Области применения:
Машиностроение и ОПК
Другое
IT, электроника и приборостроение
Транспорт, хранение, логистика и переработка
Основные идеи:
Предпочтение будет отдаваться инновационным решениям удовлетворяющим следующим условиям:
- при прочих равных, в процессе рассмотрения, предпочтение будет отдаваться инновационным решениям, находящимся на высоком уровне готовности технологии с возможностью представить готовое решение и/или прототип для опытной эксплуатации и/или закупки в интересах ОАО «РЖД» в срок, не превышающий 3-х месяцев;
- готовый к использованию прототип при условии предоставления на опытную эксплуатацию в срок, не превышающий 3-х месяцев с даты завершения приема заявок в рамках открытого запроса и проведение опытной эксплуатации предлагаемого инновационного решения на объектах вагонного комплекса ОАО «РЖД»;
- готовность заявителя за счет собственных средств в доработке и адаптации предлагаемого инновационного решения для нужд вагонного комплекса ОАО «РЖД».

При оценке качества инновационного решения в совокупности будут учитываться следующие показатели и характеристики:
- стоимость предлагаемого инновационного решения с учетом доставки (при прочих равных предпочтение будет отдано решению, имеющему наименьшую стоимость);
- вес решения (при прочих равных предпочтение будет отдано решению, имеющему наименьший вес). Суммарный вес всех шаблонов в настоящее время составляет 5,2 кг.
- наличие гарантийных обязательств (срок службы, количество циклов полезного использования) и другие показатели и характеристики предлагаемого решения, выделенные заявителем в качестве преимущества.
Основные требования:
Требования к предлагаемому инновационному решению:
- должно являться средством измерения, зарегистрированным в Реестре средств измерений, испытательного оборудования и методик (методов) измерений, применяемых в ОАО «РЖД» (согласно требований Порядка ведения Реестра средств измерения, испытательного оборудования и методик (методов) измерений, применяемых в ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 декабря 2021 г. 
№ 2899/р). Т.е. заявитель должен быть готов по итогам выбора его финалистом настоящего открытого запроса, за счет собственных средств пройти установленным порядком в ОАО «РЖД» функциональные испытания предлагаемого решения с привлечением регионального центра метрологии;
- должно обеспечивать прослеживаемость (свойства средства измерений или результата измерений, заключающееся в документально подтвержденном установлении их связи с государственным первичным эталоном или национальным первичным эталоном);
- должно обеспечивать передачу единицы величины с заявленной точностью на всем диапазоне измерений, а также повторяемость измерений;
- должно обеспечивать наличие съемного носителя с функцией хранения данных до 1 Тб;
- должно обеспечивать производительность не ниже используемых в настоящее время механизированных средств измерений (время на обмер одной колесной пары механизированным ручными шаблонами, внесение параметров в соответствующий журнал составляет 8,2 мин);
- должно обеспечивать следующий диапазон измерений (в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 23 июня 2022 г. № 250):
- равномерный прокат: 0 − 10 мм (точность ± 0,1 мм);
- толщина гребня: 18 − 33 мм (точность ± 0,3 мм);
- толщина обода колеса: 0 − 90 мм (точность ± 0,2 мм);
- местное уширение обода колеса: 0 – 5 мм (точность ± 0,1 мм);
- ширина обода колеса: 0 – 126 мм (точность ± 0,1 мм);
- глубина кольцевой выработки на поверхности катания: 0 – 1 мм 
(у основания), 0 – 2 мм (на конусности 1:3,5) (точность ± 0,1 мм);
- должно соответствовать температурному режиму работы от − 20°C до + 50°C для использования в условиях ремонтных цехов и открытых площадок;
- должно обеспечивать пожаро- и взрывобезопасность по стандарту ATEX или ГОСТ Р 51330 (для работы в зонах с повышенной опасностью);
- должно обеспечивать возможность работы от аккумулятора с автономностью не менее 8 часов;
- должно обеспечивать защита от пыли и влаги (класс IP54);
- должно обеспечивать защиту от ударов (чехол, съемный кожух/корпус).
Срок подачи предложений:
31 июля 2025
Комментарии:
Преимущества участия для компаний и решений:
- возможность опытной эксплуатации инновационного решения на объектах ОАО «РЖД». В рамках данного этапа заявитель предоставляет продукт/услугу в рамках заявленного «открытого запроса» инновационного предложения на определенный заявителем и функциональным заказчиком срок на безвозмездной основе для проведения испытаний;
- возможность закупки предлагаемого инновационного решения в случае подтверждения эффективности в рамках первичного внедрения и дальнейшего тиражирования.
- Поданные решения будут оцениваться сформированной рабочей группой в составе представителей функционального заказчика, подразделений холдинга «РЖД».

Перечень документов, предоставляемых заявителем инновационного решения на рассмотрение:
описание (пояснительная записка) инновационного проекта;
- презентационные материалы инновационного проекта в формате *.pptx или *.pdf с учетом указания технико-экономических показателей (опыт реализации аналогичных решений);
- документы, подтверждающие права Заявителя на содержащиеся в предлагаемом инновационном решении результаты интеллектуальной деятельности (в случае наличия).
Контактная информация